Название “параллельный импорт” не совсем точно передает суть этой экономической деятельности и юридической конструкции.
Суть такова: есть зарубежный производитель (правообладатель) товаров, и он товары в Россию больше не импортирует, допустим запчасти для автомобилей, но Россия разрешает своим экономическим субъектам приобретать эти товары у других иностранных продавцов (перекупщиков), невзирая на официальную позицию производителя (правообладателя) “с Россией больше не работать”. Правда есть одно условие: тот самый другой продавец, находящийся в другом государстве, должен приобрести этот товар совершенно легально, о чем собственно и говорит фраза из постановления Правительства: “при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия”. Поясню, что согласие, о котором здесь говорится, должно быть дано не России, а зарубежному приобретателю.
Список товаров, ввозимых таким образом, определяет Минпромторг России, сейчас его приказом от 19.04.2022 N 1532 разрешено ко ввозу 96 позиций, в которые вошли товары и группы товаров, самых разных, от игровых приставок до нефти и взрывчатых веществ.
Поясним, как это легализовали. У нас есть закон от 08.03.2022 N 46-ФЗ с ничего не говорящим названием “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”. В нем прямо закреплено, что Правительство Российской Федерации в 2022 году вправе принимать решения, предусматривающие перечень товаров (групп товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы.
Кроме того, закон разрешает Правительству возложить предоставленное ему полномочие на “федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах”. Что Правительство и сделало: в своем постановлении от 29.03.2022 N 506 передало Министерству промышленности и торговли Российской Федерации полномочие по предложениям федеральных органов исполнительной власти утверждать этот самый список.
И вот теперь, почему термин “параллельный импорт” не совсем точен (в упомянутых нормативных актах он вообще не встречается). Слово “параллельный” в нашем понимании предполагает наличие первого (основного) импорта, а в создавшейся ситуации его нет, поскольку правообладатель не желает этого делать. Следовательно, более точным было бы использование термина “альтернативный импорт”.
Контрафактной продукцией считается промышленная продукция поддельного происхождения, на которой (или на этикетке, упаковке которой) незаконно размещены средства индивидуализации или содержатся сходные с ними до степени смешения обозначения, а также материальные носители, в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности с нарушением исключительного права на такой результат. Кроме того, контрафактными в соответствии с Гражданским кодексом считаются товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак, географическое указание или сходные с ними до степени смешения обозначения.
То есть прежде всего это поддельные товары, которые выдаются за оригинальные. Или не санкционированные правообладателем копии объектов авторских прав и других исключительных прав. Параллельный импорт распространяется только на оригинальные товары, распространение которых было санкционировано правообладателем в пределах территории, на которой его приобретают с целью перепродажи в Россию.