Моя правозащитная практика показала, что категория “успех” слишком узкая для оценки вебинара как мероприятия. Считается, что самый объективный показатель успешности вебинара — продажи или, если рассуждать чуть шире, совершение любого целевого действия. И если взять еще шире, то основная цель вебинара, с этим, конечно, можно спорить, но недолого, и я придерживаюсь этой точки зрения, — оказать влияние на аудиторию. Не важно, сколько человек пришло на вас посмотреть, хотя количество важно, а сколько из них “прониклись”. Удалось ли вам и вашей команде, платформе поразить, удивить, научить пользователей, заставить их поступить определенным образом, предупредить их о чем-то и так далее. Я вижу, что многие вебинарщики так или иначе ориентированы на силу воздействия и совершаемость целевых действий, говорят об эффектиности и эффективности, но гораздо реже ведут проработку правовых, то есть отдаленных и не самых приятных последствий, которые легко сосуществуют с привычными показателями “успешности”.
И чем агрессивнее продажа через вебинар, тем хуже она сочетается с юридической проработкой контекста.
Когда автор вебинара обращается за юридической консультацией, просит проверить, насколько высоки его риски попасть под уголовную статью о мошенничестве в связи с проведенным мероприятием и продажами, которые так хорошо пошли, категория успеха теряет былую важность. На первое место встает горячее желание доверителя убедиться в собственной безопасности и сохранности полученных доходов. Оказавшись в неприятностях, иной человек жаждет невозможного — верит в то, что юрист изменит прошлое в его пользу. Поэтому сначала приходится в общении с доверителем снимать с него розовые очки. Мы проводим внимательный юридический анализ содержания проведенного вебинара. Отбрасывая маркетинговые фишки, дизайн, режиссуру и красноречие, вглядываемся в правовые слои происходящего на экране.
Поэтому залог настоящего, полного успеха, заключается в многогранной оценке контента. И юридическая оценка, особенно выполненная в порядке предцензуры, она по своей важности ни с чем не сравнится. Вы можете вложить много денег в проект, найти лучшую платформу, гениальные сценарные идеи, вы можете создать новый тренд в этом направлении, запомниться, но все это ничто, если высокие продажи обернутся исками и повышенным вниманием правоохранительных органов.
Подводя итог. Хороший результат проведенного вебинара — это, помимо всего прочего, и отсутствие необходимости обращаться за юридической помощью. Критерий актуален как для устроителей вебинара, так и для потребителей.
Олег Матюнин